Дневной стационар для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, задержкой речевого и психического развития в неврологическом отделении СОДКБ им. Н.Н. Ивановой
Для начала расшифруем несколько терминов:
- СДВГ. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой развивающееся психоневрологическое расстройство, при котором наблюдаются значительные проблемы с исполнительными функциями, которые вызывают дефицит внимания, гиперактивность или импульсивность, не соответствующие возрасту человека. Данные симптомы могут начаться в возрасте от шести до двенадцати лет и сохраняться более шести месяцев с момента постановки диагноза, часто приводят к низкой школьной успеваемости. Хотя это вызывает неудобства, в частности, в современном обществе, многие дети с СДВГ обладают хорошей устойчивостью внимания в отношении заданий, которые они находят интересными. Несмотря на то, что СДВГ является наиболее хорошо изученным и диагностируемым психиатрическим нарушением детей и подростков, причина в большинстве случаев не известна.
- ЗПР. Задержка психического развития. Ставится детям, у которых нарушено нормальное развитие психических функций — мышления, памяти, внимания, способностей к обучению и приобретению новых навыков.
- ЗРР. Задержка речевого развития. Ставится детям, у которых к 3-4 годам мал словарный запас или нет фразовой речи, при нормальном темпе развития психики.
- ЗПРР. Задержка психического и речевого развития. Совмещает в себе и отставание в формировании психики, и задержку развития речи.
Очень важно в лечении детей с такой неврологической патологией применять комплексный подход. Наиболее часто неврологические «проблемы» сопровождают пациентов, имеющих в анамнезе: последствия перинатального (органического) поражения ЦНС различной этиологии (гипоксия во время беременности и родов), недоношенность, перенесенную родовую травму, внутримозговые кровоизлияния в пре- и неонатальном периоде, нейроинфекции (менингит, менингоэнцефалит) и прочее.
Как правило, родители наших пациентов жалуются на задержку речевого или психического развития ребенка, аутистичные черты его поведения, двигательные нарушения (гипертонус,гипотония), проявления гидроцефального синдрома, гиперактивность, снижение внимания, памяти.
Именно для таких пациентов мы разработали специальный курс терапии, особенностью которого является комплексный подход к проблеме ребенка. И что немало важно этот курс можно пройти в условиях «дневного стационара». Лечение в дневном стационаре отнимают у пациента на лечение минимум времени, не отрывает его от привычного мира и не ограничивает круг общения. При согласованном графике лечения (важное условие: выполнить необходимый объем назначенного лечения и процедур), пациенты могут совмещать посещение стационара и учебой, занятиями любимым делом.
В результате лечения СДВГ:
- улучшается память и внимание, сосредоточение,
- ребенок становится спокойнее, лучше усваивает методический материал,
- купируются головные боли,
- улучшается сон,
- нормализуется эмоциональный фон (устраняются проявления истеричности, капризности),
- снижается возбудимость и агрессии.
При повышенном мышечном тонусе дополнительно к лечению основного заболевания проводится аппаратная активизация моторных зон коры головного мозга, что приводит к сегментарному расслаблению мышц.В результате лечения:
- активизируется желание приобретать новые двигательные навыки (сидеть, ползать, переворачиваться, ходить и т.д.),
- повышается двигательная активность,
- появляются сознательные движения,
- снижается мышечный тонус,
- нормализуется мышечный тонус.
При задержках речевого развития у детей с ОНР 1-3 уровня у дошкольников, фонетико-фонематическим недоразвитием(когда ребенок не произносит или неправильно произносит звуки, путает буквы на письме ит.д). У таких детей:
- расширяется словарный запас,
- улучшается понимание обращенной речи,
- появляются элементы фразовой речи,
- усложняются предложения, речь становится грамматически правильной,
- улучшается дикция, артикуляция.
В зависимости от диагноза, медикаментозная терапия проводится в комплексе с физиопроцедурами, как правило, это микрополяризация, СМТ – терапия и аппликация озокеритом (по 10 сеансов).Десятидневный курс лечения состоит из индивидуально подобранных процедур и методик, наблюдение невролога на протяжении всего курса лечения.
Проведенная терапия является, своего рода, толчком к правильному развитию ребенка.
До или во время курса, мы рекомендуем пройти консультирование психолога, который поможет эффективно развиваться ребенку, раскрывать собственную индивидуальность.